Сварные цепи с круглыми звеньями
Сварные цепи с круглыми звеньями изготовляют из стали марок 15 А и 20 А. * *
Для совпадения шага цепи с шагом зубьев звездочки применяют калиброванные сварные цепи. Для уменьшения удлинения тягового приспог
собления в транспортных устройствах преимущественно применяют цепи с длинными звеньями.
Размеры таких цепей (фиг. 420) даны в табл. 53.
* Таблица 53 Калиброванные цепи с длинными звеньями
|
Во время работы звено цепи подвергается растяжению, изгибу и местному смятию в местах соприкосновения с соседними звеньями. Определение напряжений от деформации изгиба и смятия затруднительно, по-
этому цепь рассчитывают только иа растяжение, но для поправки в принятом расчете берут заниженные допускаемые напряжения—
—200—600 кг/см2.
При расчете тихоходных транспортеров и при точном определении действующих нагрузок на цепь допускаемое напряжение берут по выс’ ш*му пределу.
Сварные цепи с круглыми звеньями рассчитывают по формуле
где S — растягивающая нагрузка в кг;
S — диаметр железа цепи в см;
R3—допускаемое напряжение на растяжение в нг/см2.
Сварные цепи отличаются простотой изготовления, большой гибкостью и низкой стоимостью.
К недостаткам сварных цепей относятся полное отсутствие жесткости и малые размеры трущихся поверхностей, что приводит к быстрому износу и удлинению цепи.
сового и круглого железа (фиг. 421). Они имеют большую жесткость и
величину трущихся ПОверХНО’ стей и меньший, износ. Полу-
—- прикусилигь раиичпе органы.
т~ і Рабочие органы крепят к пло-
Цепи’из круглого и полосового железа рассчитывают на растяжение ^звеньев.
где q — удельное давление в кг/см*;
S—растягивающая нагрузка в кг;
S — диаметр штыря в см;
Д — толщина боковых пластин в см.
цепи (фиг. 423). Во втулочных штырях, а внутренние запрессованы на втулке. При повороте одного звеца относительно другого поворачивается лишь втулка относительно штыря. Этим достигается увеличение трущейся поверхности и уменьшение износа шарниров. Втулочные цепи часто снабжают ходовыми роликами гладкими или с одной ребордой (фиг. 424).
Втулочные цепи наиболее совершенны и широко применяются в транспортных устройствах.
Большое распространение имеют разборные Кейстон (фиг. 425),
•В транспортных устройствах применяют канаты, изготовленные из стальной проволоки диаметром 0,8—3,0 мм с временным сопротивлением разрыву 120—180 кг! мм2. Для увеличения срока службы канатов применяют’ оцинкованную или освинцованную проволоку. Проволоку свивают в пряди, которые. затем по шесть-семь штук свиваюг, вокруг мягкого пенькового или джутового сердечника. Af
Пряди и канаты можно свивать в одну сторону так’называемой «альбертовой» круткой или в противоположные стороны — круткой накрест. Канаты крестовой крутки меньше раскручиваются, но быстрее изнашиваются. — I ■ ‘ I! !
Канаты сращивают сплетением проволок обоих концов канатов или при помощи специальных стяжных муфт.
Канаты рассчитывают на растяжение И’ изгиб по формуле
* S, ЗЕб
а ~——————— ,
паг 1 8 D.
где о— напряжение в канате в кг(смг S—натяжение каната в кг;
8— диаметр отдельной проволоки в см;
D — диаметр канатного блока в см;
£ —нормальный модуль упругости в кг! см~; і—число проволок в канате.
Запас прочности при выборе канатов принимают равным 4—6. Основным недостатком канатов является их большая вытягиваемость и трудность закрепления рабочих органов.
Канаты бесшумно и плавно работают, имеют небольшой вес и низкую стоимость. Внезапность разрывов отсутствует.