Сварные цепи с круглыми звеньями

Сварные цепи с круглыми звеньями изготовляют из стали ма­рок 15 А и 20 А. * *

Для совпадения шага цепи с шагом зубьев звездочки применяют ка­либрованные сварные цепи. Для уменьшения удлинения тягового приспог

собления в транспортных устройствах преимущественно применяют цепи с длинными звеньями.

Размеры таких цепей (фиг. 420) даны в табл. 53.

* Таблица 53

Калиброванные цепи с длинными звеньями

Диаметр железа d мм

Шаг цепи 1 мм

Внутренняя ширина а мм

Расстояние между поперечинами

Вес

1 ног. м

кг

мм

число

звеньев

19

102

28

1632

16

6,32

22

116

33

1624

14

8,4Ґ

22

136

33

1632′

12

8,18

25

150

38

1800

12

11,0

‘ 28

180

42

1800

10

_

Во время работы звено цепи подвергается растяжению, изгибу и ме­стному смятию в местах соприкосновения с соседними звеньями. Опре­деление напряжений от деформации изгиба и смятия затруднительно, по-

этому цепь рассчитывают только иа растяжение, но для поправки в принятом расчете берут заниженные допускаемые напряжения—

—200—600 кг/см2.

При расчете тихоходных транспортеров и при точном определении действующих нагрузок на цепь допускаемое напряжение берут по выс’ ш*му пределу.

Сварные цепи с круглыми звеньями рассчитывают по формуле

где S — растягивающая нагрузка в кг;

S — диаметр железа цепи в см;

R3—допускаемое напряжение на растяжение в нг/см2.

Сварные цепи отличаются простотой изготовления, большой гибко­стью и низкой стоимостью.

К недостаткам сварных цепей относятся полное отсутствие жестко­сти и малые размеры трущихся поверхностей, что приводит к быстро­му износу и удлинению цепи.

сового и круглого железа (фиг. 421). Они имеют большую жесткость и

величину трущихся ПОверХНО’ стей и меньший, износ. Полу-

—- прикусилигь раиичпе органы.

т~ і Рабочие органы крепят к пло-

Цепи’из круглого и поло­сового железа рассчитывают на растяжение ^звеньев.

где q — удельное давление в кг/см*;

S—растягивающая нагрузка в кг;

S — диаметр штыря в см;

Д — толщина боковых пластин в см.

цепи (фиг. 423). Во втулочных штырях, а внутренние запрес­сованы на втулке. При пово­роте одного звеца относи­тельно другого поворачивает­ся лишь втулка относительно штыря. Этим достигается уве­личение трущейся поверхно­сти и уменьшение износа шарниров. Втулочные цепи часто снабжают ходовыми ро­ликами гладкими или с одной ребордой (фиг. 424).

Втулочные цепи наиболее совершенны и широко при­меняются в транспортных уст­ройствах.

Большое распространение имеют разборные Кейстон (фиг. 425),

•В транспортных устройствах применяют канаты, изготовленные из стальной проволоки диаметром 0,8—3,0 мм с временным сопротивлением разрыву 120—180 кг! мм2. Для увеличения срока службы канатов при­меняют’ оцинкованную или освинцованную проволоку. Проволоку сви­вают в пряди, которые. затем по шесть-семь штук свиваюг, вокруг мяг­кого пенькового или джутового сердечника. Af

Пряди и канаты можно свивать в одну сторону так’называемой «альбертовой» круткой или в противоположные стороны — круткой на­крест. Канаты крестовой крутки меньше раскручиваются, но быстрее из­нашиваются. — I ■ ‘ I! !

Канаты сращивают сплетением проволок обоих концов канатов или при помощи специальных стяжных муфт.

Канаты рассчитывают на растяжение И’ изгиб по формуле

* S, ЗЕб

а ~——————— ,

паг 1 8 D.

где о— напряжение в канате в кг(смг S—натяжение каната в кг;

8— диаметр отдельной проволоки в см;

D — диаметр канатного блока в см;

£ —нормальный модуль упругости в кг! см~; і—число проволок в канате.

Запас прочности при выборе канатов принимают равным 4—6. Основным недостатком канатов является их большая вытягиваемость и трудность закрепления рабочих органов.

Канаты бесшумно и плавно работают, имеют небольшой вес и низ­кую стоимость. Внезапность разрывов отсутствует.